Вторая семья

1 августа в России отмечается День железнодорожника. Эта профессия тесно связана, как с вагоностроением, так и с историей АО «Алтайвагон». Железнодорожная станция «Алтайская» встретила и приняла на своей земле эвакуированный из Днепродзержинска завод им. газеты Правда в далеком 1941 году, теперь АО «Алтайвагон» как его прямой наследник может похвастаться своим железнодорожным цехом. Составитель поездов – одна из самых сложных и значимых профессий, как в цехе, так и на всем предприятии, ведь их работа напрямую связана железнодорожными путями с каждым цехом и современной железнодорожной станцией «Алтайская». Подробнее об этой профессии рассказали составители поездов Максим Иванович Загайный, Денис Владимирович Леоненко и инженер-технолог цеха Татьяна Петровна Черновалова.


Составитель поездов – работник, отвечающий за безопасность маневровых работ на предприятии, а также отвечающий за формирование и расформирование составов. Именно он руководит всеми маневрами движения машиниста тепловоза: от старта движения до остановки и выбора скорости. Значимость составителя поездов для завода заключается в своевременной подаче металла в цех, а также обеспечении дальнейших передвижений будущего вагона по всей территории предприятия из одного цеха в другой до тех пор, пока вагон не будет готов к продаже, после чего его снова необходимо будет транспортировать к идентичным вагонам партии заказчика и отправить на выводку. Эта работа одна из наиболее трудных и опасных на предприятии, поэтому в ней обязательно четкое следование всем правилам, нормам и инструкциям, а сам составитель поездов всегда должен заботиться о том, как выполнить маневровые работы не только безаварийно, но и к положенному сроку, поскольку задержки напрямую отражаются на работе цехов и создают вынужденный простой.
При трудоустройстве на эту должность работник не может сразу приступить к выполнению своих должностных обязанностей, к ним он будет допущен только после успешного прохождения длительного профессионального обучения на предприятии, т.к. АО «Алтайвагон» имеет лицензию на обучение. По окончании обучения выдается специальное удостоверение. Кандидаты проходят обучение по «Правилам технической эксплуатации на ж.д. транспорте РФ, Инструкции по сигнализации на ж.д. транспорте РФ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на ж.д. транспорте РФ, Инструкциям по охране труда и др». Программа обучения построена с преобладанием практической части, поэтому не обойтись без применения системы наставничества. На протяжении четырнадцати смен новичок работает вместе с наставником. Если по истечении этого срока начальник смены ходатайствует о продолжении обучения работника, то он продолжает обучение еще в течение месяца, после чего проходит испытание экзаменом, который сдает заводской комиссии. В общей сложности на обучение составителя поездов необходимо около полугода, чтобы работник смог самостоятельно приступить к работе. Но и после этого он не остается без поддержки. Новоиспеченного составителя поездов ставят в к опытному машинисту тепловоза, который всегда поможет и даст правильный совет. Но все же многое зависит от желания, стремления и способностей человека. Так, из девяти прибывших в прошлом году кандидатов осталось работать только двое. Эта профессия требует не только старания, но и способности к логическому, критическому, пространственному и даже творческому мышлению, как говорят работники: «Хорошо маршрут придумал – меньше прошел. Плохо придумал – далеко шагать». Только в самой работе не до шуток, поскольку неграмотное выполнение маневровых работ ведет за собой неприятные последствия.
На первичном обучении по проверке знаний составителя поездов не заканчивается. Ежегодно проходят экзамены по проверке знаний, проводятся повторные, внеплановые инструктажи, ежедневные инструктажи перед каждой сменой начальником смены. Раз в год необходимо прохождение медицинской комиссии, а также ежедневно проводится медицинский осмотр перед началом работы и после окончания трудового дня.
Вместе с составителем поезда в одной бригаде находятся еще один составитель поездов, помощник машиниста и машинист тепловоза, с которыми составитель поездов выполняет обязательный регламент переговоров. Несоблюдение этого регламента сигнализирует об угрозе создания аварийной ситуации.
Тридцать километров железнодорожных путей необщего пользования поделены на три района, которые пересекаются между собой. В местах съездов общего пользования могут пересечься два тепловоза и две рабочие бригады. Координация между работниками осуществляется посредством радиостанций и ручных сигналов, которые обычно обозначают движение вперед, назад или остановку.
Работа составителя поездов всегда на улице, а это значит, что выполнять свои обязанности приходится при любых погодных условиях, даже в самые лютые сибирские морозы или запредельную жару. Это еще один фактор, который отсеивает кандидатов на эту должность и оставляет только самых сильных и выносливых. Погода – одна из основных причин включения в состав бригады второго составителя поездов.
«Составители поездов никогда не выходят у нас из головы. Мы всегда думаем, как там они. Мне кажется, даже уборщица в плохую погоду волнуется и переживает за ребят», — говорит инженер-технолог цеха Татьяна Петровна Черновалова. Она как работник цеха и по совместительству председатель цехового комитета неоднократно поднимала вопросы о приобретении утепленной рабочей формы для работников. Теперь совместными усилиями профсоюза и администрации для рабочих были приобретены утепленные маски, предотвращающие обморожение лица, качественные теплая спецодежда и обувь, средства защиты от комаров и мошек, кремы от обморожения.
Помимо безопасного движения вагонов по территории предприятия составитель поездов также отвечает за правильное сцепление или расцепление вагонов, за закрепление тормозных башмаков на рельсах и их снятие. Тормозные башмаки являются инструментом строгого учета. Отсутствие тормозного башмака может привести к аварии. Следят составители поездов и за тем, чтобы на путях не было людей или посторонних предметов, которые могут повлечь за собой сход вагонов, а также переводят стрелочные переводы.
Несмотря на профессионализм и ответственность работников, экстренные ситуации все же возникают. Всему виной, как человеческий фактор, так и механический. Может подвести техника или кто-то решит пробежать по путям (или даже проскочить на машине) прямо перед движущимся тепловозом. Не задумываются о работе составителей поездов те, кто о ней ничего не знает. Остановить тепловоз также легко, как легковой автомобиль, невозможно. Здесь играют роль и количество вагонов, и их загруженность, а также уклон пути. А переходить железнодорожные пути можно только под прямым углом, чтобы избежать аварии и травмирования. Также кто-то может оставить на путях посторонний предмет, чего делать категорически нельзя, поскольку состав может упасть из-за пластины или палки, которую в темноте не всегда можно увидеть и своевременно убрать. Опытные работники относятся к таким экстренным случаям как к рабочей ситуации, в которой они знают, что нужно сделать и предпринять, поэтому реагируют быстро, но каждый вспоминает, как было тяжело и страшно столкнуться с подобным в начале работы. С опытом работы на смену волнению приходит профессионализм, а аварийные ситуации сводятся к минимуму. В условиях плохой видимости действуют особые условия работы, а в ночные смены работает особое правило, при котором составитель поездов должен сначала адаптировать зрение к темноте и только потом приступать к выполнению обязанностей.
Выдержать работу в таких условиях и не бросить все на полпути помогает поддержка товарищей по цеху. Железнодорожный цех – это крепкий, сплоченный коллектив, который они сами называют «второй семьёй». От сплоченности коллектива напрямую зависит эффективность работы, поэтому все готовы и делить радостные события, и помогать друг другу в трудную минуту. Цех поддерживает традиции поздравлять своих работников с днём рождения, днем свадьбы, рождением ребёнка и т.д. А работники цеха всегда с большим энтузиазмом отстаивают честь цеха на заводских соревнованиях и конкурсах.
«Наша главная ценность и уникальность – это люди. Они с большой ответственностью относятся к своей работе и всегда в диалоге с нами. Мы, в свою очередь, всегда готовы прислушаться к своим работникам и помочь. У нас знают, что такое взаимная выручка, и мы гордимся достойными людьми нашего цеха», — делится начальник цеха Виталий Николаевич Черновалов.

 

Инструктор по информационной и                                                                                                                         Кабанова Татьяна

молодёжной политике  ППО «Алтайвагон»

Вам также может понравиться...

Comments are closed.