Последние несколько месяцев выдались для Алтайского края очень насыщенными на события. Прошел II этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ, состоялся международный молодежный управленческий форум «Алтай. Территория развития – 2021», а также стартовал пятый, заключительный этап международного ралли «Шелковый путь». Обо всех этих событиях от первого лица расскажет их участник, волонтер, активист профсоюза, работник механосборочного цеха АО «Алтайвагон» Дмитрий Ряполов.
Расскажи, как ты вообще попал на II этап Кубка мира по гребле?
Я был подписан в социальных сетях на одного из организаторов данного мероприятия, который как раз и разместил у себя на странице информацию по набору волонтеров на Кубок мира по гребле. Я заинтересовался, оставил заявку на сайте и через несколько недель со мной связались. Я почему-то был уверен, что не пройду, но очень сильно хотел, поэтому решил попробовать.
А почему сомневался, что тебя возьмут?
Там были достаточно высокие требования к кандидатам. Английский язык минимум на уровне B2, а я, к сожалению, знаю его не так хорошо, как хотелось бы. Нужно было хорошее знание географии Алтайского края, чтобы достойно о нем рассказать, заинтересовать как наших, так и зарубежных гостей и оставить положительное впечатление о нашем регионе. А еще я, увы, официально нигде не участвовал в крупных волонтерских проектах, только на уровне завода, а здесь сразу этап Кубка мира. Но, к моему удивлению, на почту мне пришло сообщение о том, что меня взяли в волонтерский штаб. После этого нужно было пройти обучение.
Чему учат волонтеров на таких крупных мероприятиях?
Обязательно оказание первой помощи, расположение всех объектов на мероприятии. График заездов гостей, тайминг соревнований и много чего еще. За несколько дней нужно было освоить большой пласт информации.
Слышала, что тебе очень везло на соревнованиях. Расскажешь подробнее, в чем заключалось везение?
Для начала мне очень повезло, что я попал на Кубок мира не в качестве зрителя, а в качестве волонтера. Этому многое могло помешать, но я все же оказался там, где очень хотел. Прошел онлайн собеседование и меня взяли. Это для меня несколько другие эмоции и гораздо больше возможностей. Также повезло с тем, что я успел поработать практически на всех площадках: в зоне работы со зрителями, vip-зоной, где находились губернатор и члены правительства, поработал с иностранными спортсменами. Да-да, базового знания языка мне все же хватило, чтобы мы друг друга поняли. Признаться честно, все мои желания там исполнились. Изначально на противоположный берег, где были спортсмены, тренеры и vip-зона меня не взяли, точнее, вообще допускали очень ограниченный круг людей, поскольку там требовалось высокое знание языка. А еще спортсмены – люди суеверные, поэтому много людей рядом с ними быть не должно. Но на второй день ночью мне пришло сообщение о том, что завтра я работаю именно на этой площадке. Что это, если не везение? За ночь я подготовился к работе в этой зоне. И последнее…Ситуация, где я оказался с Виктором Петровичем Томенко на одной трибуне. Так получилось, что к моменту приезда губернатора я оказался как раз в этой зоне. Была объявлена готовность 2 минуты, все уже на территории и скоро подойдут. Как-то так вышло, что ребята растерялись и отошли, а я остался на трибуне. Начался дождь и нужно было vip-гостей рассадить на трибунах. Поскольку я знал в лицо членов правительства нашего края, я просто говорил, кому куда присаживаться. Один парень из охраны задал вопрос: «Что здесь делает волонтер?». На что Виктор Петрович сказал: «Пускай парень присаживается с нами». Отказаться было неловко, поэтому на время открытия остался на трибуне и видел все с лучших мест.
Ты говоришь, что хотел попасть на другой берег, где было все самое интересное. Оправдались ли ожидания?
Конечно! Даже больше. Кроме того, что я уже рассказал, еще успел со многими пообщаться. Выкладывал в социальные сети, как мне все подробно рассказывали и показывали. Теперь увидел вживую, чем отличается байдарка от каноэ. Познакомился с медперсоналом, операторами. Последние, кстати, позволили мне управлять камерами. Никогда не имел дела с таким дорогостоящим оборудованием. Поговорили с российскими спортсменами, сделали фото на память. Побыл в судейской будке, где вершились судьбы спортсменов, увидел их технику, и то, как работает искусственный интеллект и генерирует результаты. Посетил награждение, понаблюдал за иностранными спортсменами.
Удалось ли с ними пообщаться? Были ли у тебя какие-то смешные казусы с иностранными спортсменами?
Да, конечно. Я помогал спортсменкам из Австрии, у нас теперь есть фото на память, взаимно подписались в социальных сетях со спортсменами из Кубы. А мой главный казус – языковой барьер, который сначала немного мешал. Был забавный момент, когда нам нужно было показать спортсменам, где находится зона, где они могут переодеться, выпить воды, мы убедимся, что им не нужна помощь медперсонала, а дальше они направлялись в зону расположения. Все это нужно было объяснять на английском языке. И вот ко мне подходит польский спортсмен, просит воду и что-то еще, а я растерялся и забыл все, что знаю по-английски. Поэтому выдал ему: «One minute please», — и позвал на помощь. Парню, конечно же, помогли, но этот случай стал для меня сильной мотивацией подтягивать язык.
Трудно ли совмещать работу и такую активную деятельность за ее пределами?
Начну с того, что я очень благодарен своему руководству, а именно начальнику участка Александру Геннадьевичу Соломонову и начальнику цеха Сергею Николаевичу Михалеву за то, что дают возможность принять участие в таких событиях. Гребля – это целых 4 дня пропуска, на тот момент я уже был исполняющим обязанности мастера, а на этой профессии очень сложно подмениться. Но спасибо руководству, что отнеслись к этому очень лояльно и беспрепятственно отпустили меня, а также ребятам, которые выходят на подмену. Все менее глобальные инициативы стараюсь совмещать, например, в этом году выбрал участие в АТР форуме в онлайн формате, чтобы лишний раз на работе никого не подводить. Главное, чтобы было желание, а возможности найдутся сами.
Давай вернёмся к гребле. Для чего тебе лично нужны были эти соревнования?
Это как коллекция из самых ярких моментов жизни. Уникальный случай для нашего региона, на моей памяти таких глобальных событий еще не проводилось.
Что для тебя значит быть частью одного из этапов Кубка мира?
Это крутые эмоции, незабываемая атмосфера и колоссальный опыт. Возможность пообщаться с теми людьми, с кем ты в обычной жизни никогда не встретишься. Тут дело даже не в спортсменах, не в тренерах, а в волонтерах из других регионов. А еще, возможно, это повышение скилла как волонтера, что может дать преимущество на других соревнованиях, где я с радостью принял бы участие. Я понял для себя, что работа волонтера – это работа не за материальные блага, будь то деньги, мерч, да что угодно. Это работа за эмоции. В роли рядового зрителя все то, что я хотел бы узнать, я бы не узнал. Мне рассказали буквально все. Показывали, на каких тренажерах тренируются, управлял камерами… Быть волонтером – побывать за кулисами мероприятия, когда у тебя есть туда официальный пропуск.
Какое воспоминание об этих соревнованиях будет самым ярким в памяти?
Это момент с Виктором Петровичем Томенко. Мы сделали совместное фото, он пожал мне руку и с улыбкой сказал: «Спасибо вам, волонтерам». Потом он повторил слова благодарности волонтерам в своей официальной речи. Ярких моментов очень много, но вот этот получился приятным и значимым.
Не вдохновился сам этим видом спорта? Появилось ли желание купить себе каноэ или байдарку?
Серьезно заниматься я бы не стал. Это должно быть твоим призванием, а я свое уже нашел. Но нас пригласили бесплатно покататься на гребном канале, попробовать себя. Пообещали, что первый раз будет как первая поездка на велосипеде. Я пока этой возможностью не воспользовался, но потом одно-два занятия обязательно возьму.
Ты на этом не остановился и принял участие в качестве волонтера в международном ралли «Шелковый путь». Вообще, не все знают, что это такое. Расскажи об этой гонке подробнее.
Это крупнейшее соревнование высшей степени сложности. Международная гонка, в которой участвует лучшая гоночная техника: мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики. Около 40 стран участвует в соревнованиях. Проводитcя ралли с 2009 года и проходит по маршруту караванов знаменитого Шелкового пути. Алтайский край впервые вошел в маршрут соревнований. Мы находились в точке старта, где можно было близко рассмотреть всю технику и познакомиться со спортсменами, взять интервью или попросить автограф на память. Наш край был также еще и самым сложным этапом, поскольку здесь было все: песок, крупный щебень, лес, болотистая местность, поэтому участникам пришлось нелегко.
Ты говоришь, что у нас проходил старт, а участников очень много, как они все могут одновременно тронуться с места? Ни одна дорога не сможет по ширине вместить в себя такое количество экипажей сразу.
Конечно, все стартовать одновременно не могут, поэтому старт проводится по времени. Засекается несколько минут, объявляют старт, экипаж стартует и время засекают для другого участника. Многие зрители ждали на нашем этапе именно гонку, соревновательный момент. Но здесь было несколько иначе. Нужно понимать, что картинка в тизерных роликах будет отличаться от реальной. Но зрелищности меньше не стало, поскольку можно было увидеть каждого участника, технику, даже пообщаться. Очень понравились наши русские ребята и команда из Беларуси.
Какой была твоя роль на мероприятии? Что ты там делал и за что отвечал?
Я снова был в команде волонтеров, мы помогали наводить порядок на мероприятии. Работали совместно с полицией и охраной, но в более лояльной форме. Деликатно следили за дисциплиной. Получается, мы были там, куда хотели попасть все зрители. Но в связи с тем, что скорость грузовиков высокая, из цели безопасности зрителей отводили подальше. Но всем, конечно же, очень хотелось быть прямо в эпицентре, но попасть за ограждение было нельзя. Из-за пробуксовки колес экипажей щебенка размером с кулак вылетала из под колес и могла попасть в кого-то из зрителей. Поэтому мы следили за тем, чтобы все были в безопасной зоне. Я прекрасно понимаю людей, но наша задача была в сохранении безопасности зрителей.
В чем были преимущества работы волонтером на ралли?
В первую очередь интерес к волонтерской деятельности, а значит работа в отличной команде. Лучший ракурс для фото и видео, а также открытый доступ к любой зоне. Например, я попал на вертолетную площадку, где можно было рассмотреть все как снаружи, так и внутри. Когда видят форму волонтера, понимают, что ты человек адекватный, прошел инструктажи по технике безопасности, первой помощи. Поэтому если видят твой интерес, никому не составляет труда показать и рассказать. В этом плане люди очень отзывчивые.
За кого болел на ралли?
Конечно же за команду KAMAZ — master. Только за наших ребят. Они очень достойно себя показали. Сделали фото на память с их механиком Иваном Татариновым.
Были ли на старте гонки какие-то особенно интересные моменты?
Где-то были интересные, а где-то даже смешные. Так, например, один из участников на старте настолько увлекся игрой с публикой, что не услышал свой сигнал к старту и упустил время. Это было забавно. Люди понимают, что старт прошел, а он строит гримасы, машет. Ну, все ему и подыграли. Так сказать отвлекли соперника. Он как раз ехал сразу после наших русских ребят.
Как ты считаешь, почему так много мероприятий такого уровня стали проводиться в нашем регионе? Откуда такой интерес к Алтайскому краю?
Я считаю, что в этом большая заслуга правительства, поскольку пришел более молодой и энергичный губернатор. Это действительно так. Думаю, возможности были и раньше, но сейчас подобные инициативы поддерживаются гораздо больше. Это очень здорово, поскольку об Алтайском крае узнают и другие регионы, и даже другие страны. Идет активное развитие внутреннего спорта. Гребной канал – один из трех таких спорткомплексов в мирового уровня в нашей стране, где можно проводить такие соревнования. Москва, Казань. Барнаул. Не Сочи, не Питер, а наш маленький Барнаул. И даже иностранные спортсменки, кажется из Кубы, остались у нас готовиться к олимпиаде в Токио. Поскольку здесь условия оказались лучше, чем у них в стране. Мы сами приобщаемся к спорту, о нашем регионе узнают с хорошей стороны. Зарубежные гости отмечали высокий уровень организации как Кубка мира, так и «Шелкового пути». Они так и говорили, что русские не жалеют ни сил, ни средств на проведение подобных мероприятий. И все зрелищно, все на высоте. Это значит, у нашего края есть большой потенциал для развития.
Получается, что у тебя мероприятие за мероприятием и еще работа. Откуда берешь силы на все это?
Я не знаю, честно. Это затягивает с первого раза. Если один раз принял участие в чем-то очень интересном для тебя, то сложно остановиться. И твоя жизнь становится более яркой. Всё началось с форума АТР в 2019 году, с тех пор стараюсь не упускать возможностей. Тогда я в первый раз был удивлен тем, какие вещи у нас проводятся, как привлекаются, спонсируются и поддерживаются молодежные инициативы в регионе. Если бы у меня было больше времени, участвовал бы еще в большем количестве событий и проектов. Очень много чего интересного проводится в регионе. Всегда об этом говорю и всем своим ребятам советую, чтобы принимали участие в чем-то таком хоть раз в жизни. Не обязательно на уровне мировых соревнований, пусть даже начнут с малого, будут участвовать в соревнованиях или конкурсах на заводе, а потом самим захочется привнести в жизнь чуть больше интересных событий.
Инструктор по информационной и молодёжной политике
ППО «Алтайвагон» Кабанова Татьяна