Торжественный повод

АО «Алтайвагон» отмечает День машиностроителя и плавно движется к своему восьмидесятилетнему юбилею. О том, как защищаются трудовые права работников многотысячного предприятия, о модернизации производства, заводских династиях, карьерном росте и многом другом расскажут его работники.

Хотулев Сергей Викторович, председатель ППО «Алтайвагон»
«Здесь всегда был профсоюз, и всегда он показывал хорошие результаты. Мы работаем так, чтобы не понижать планку и сохранить высокие показатели».


Крупное предприятие – это всегда про долгий тернистый путь, конкуренцию на рынке, про тяжелый и кропотливый труд, взлеты и кризисы. Алтайвагон за свои 80 лет выпустил тысячи вагонов, за которыми стоял труд тысяч вагоностроителей. Работники предприятия – самое важное и ценное звено нашей системы, поэтому наша задача – сохранить его, оберегая трудовые и социально-экономические права каждого работника.
Эти гарантии обеспечивает Коллективный договор, составленный на основе трехстороннего отраслевого соглашения между представителями администраций, профсоюзов и работодателей. Когда мы вносим в КД изменения со своей стороны, то обязательно опираемся на отраслевые, краевые нововведения, а также на постоянной основе готовим дополнения, которые напрямую отражают решения текущих проблем предприятия. С последним очень помогают наши комиссии, которые оперативно реагируют на все возникающие нюансы.
Как правило, к нам не приходят, чтобы пригласить на свадьбу или день рождения, а несут свою боль, делятся проблемами, а мы должны оказать помощь работникам в решении их проблем, а также следить за выполнением разделов Коллективного договора, в которых отражены оплата, охрана труда, социальные гарантии, молодежная политика, забота о ветеранах и тд. Колдоговор – это основа, которую нам нужно постоянно держать на контроле.
За восемьдесят лет работы предприятия завод сталкивался со многими испытаниями, но до сих пор самое сложное из них – сокращение рабочих мест. В особенно тяжелые моменты без сокращения кадров не обойтись, но мы всегда думаем о том, насколько тяжелым испытанием это станет для человека. Сейчас такое время, когда все связаны кредитами, ипотеками и прочими финансовыми обязательствами, поэтому всегда стараемся минимизировать сокращения и особенно поддержать нуждающихся: многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. В кризис мы можем оставить всех, но фонд заработной платы от этого не увеличится, все получат крохотную зарплату, и мы потеряем еще больше людей, поэтому приходим к компромиссу, сохраняя основной костяк специалистов. Ещё у нас действует одно негласное правило. После преодоления кризиса мы в первую очередь приглашаем на работу тех, кто попал под сокращение, возвращая им рабочие места.
При такой специфике работы, как у профкома, очень важны личные качества его руководителей. Именно они и твердый характер помогают принимать ответственные решения. Не менее важным качеством считаю способность держать свое слово, никогда нельзя давать пустых обещаний. Это в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку и каждой ситуации составляет уровень руководителя.
На нашем предприятии более девяноста процентов работников — членов профсоюза. Число профсоюзного членства нарабатывалось на протяжении долгих восьмидесяти лет. Наша задача — это число укреплять и поддерживать своей работой. Здесь всегда был профсоюз, и всегда он показывал хорошие результаты. Мы работаем так, чтобы не понижать планку и сохранить высокие показатели.
Вступить в профсоюз на предприятии – это думать и заботиться о будущем, иметь гарантию и подстраховку. Помимо основной деятельности мы занимаемся оздоровлением, как работников, так и их детей, много помогаем пенсионерам.
Я считаю, что наше самое большое достижение за все это время – это сам завод. За последние годы закрылось колоссальное количество предприятий с большой историей, некоторые близки к этому. «Алтайвагон» же успешно функционирует, развивается, а у людей в городе есть рабочие места. Мы не только сохранили коллектив, но и воспитали множество заводских династий. Теперь уже многие дети и внуки трудятся на благо завода, а пока будет работать завод, люди будут получать заработную плату и достойно жить.
Михалев Сергей Николаевич, начальник механосборочного цеха
«Градообразующее предприятие с богатой историей имеет вес не только на уровне города, но и на уровне края, а это тоже дает свои преимущества».


Путь к успешной карьере на заводе может быть непростым, но тот, кто стремится расти и развиваться, обязательно всего достигнет. У меня у самого был разнообразный и интересный путь к нынешней должности. В августе 1999 года я пришел инженером-конструктором в отдел главного технолога в бюро автоматизации, после года работы меня потянуло на производство. И вот, узнав, что в вагоносборочном цехе освободилась единица инженера-технолога, я отправился к начальнику цеха и предложил свою кандидатуру. Сразу меня не взяли, но я оставил свои контакты, и через какое-то время мне позвонили и сказали: «Приходи». Я подписал переводную и стал работать в цехе, там пробыл 4 года технологом в техническом бюро и диспетчером в ПДБ вагоносборочного цеха. Когда был технологом, меня пригласили на работу в заводоуправление помощником заместителя главного инженера по подготовке производства, где я пробыл примерно год-полтора. На этот раз в ремонтно-механическом цехе освободилось место заместителя начальника цеха, на тот момент, видимо, отдел кадров обратил на меня внимание, мне позвонили и сообщили о том, что моя кандидатура рассматривается на эту должность. Я не отношусь к категории людей, которые категорически отказывается от перемен, тем более вариант был интересный. Решил, что помощником поработал, почему бы в другой роли себя не попробовать, так я вновь оказался на производстве, и отработал ремонтно-механическом цехе полгода. Теперь инструментальному цеху потребовался начальник, и снова меня приглашают в кабинет генерального директора и спрашивают: «Пойдешь?». Ответил, что если это необходимо, то я готов. И вновь отработал где-то год-полтора, пока не позвали на должность начальника механосборочного цеха. Это было в ноябре 2007 года, с тех пор по сегодняшний день я занимаю эту должность и могу смело говорить о том, что перемен бояться не нужно, как и возрастающей ответственности, если вы действительно хотите сделать карьеру на предприятии.
Каждая новая рабочая ступень имеет отличия друг от друга. Не могу сказать, что были какие-то глобальные сложности, но всегда требовалось подстроиться под суть происходящего на тот момент. Маршрут то перестройки формировался сам по себе методом проб и ошибок, а также проблем, с которыми приходилось сталкиваться. Сейчас в механосборочном цехе совершенно другая специфика производства, поэтому работа здесь требовала целой перестройки мировоззрения, поскольку вспомогательный и основной цех – совершенно разные вещи. В основном ты каждый день находишься словно на пороховой бочке, которая требует адаптации и привыкания, а также высокой скорости реагирования в плане решения тех или иных вопросов.
Пробыв на «Алтайвагоне» немалое количество времени, могу сказать, что работа на заводе — это, прежде всего, стабильность. Градообразующее предприятие с богатой историей имеет вес не только на уровне города, но и на уровне края, а это тоже дает свои преимущества. Также у нас очень хорошо развита социальная сфера и бытовые условия. На примере нашего цеха могу говорить об условиях, в которых рабочие всегда могут нормально переодеться, помыться и т.д. Бытовые условия – это не основной, но очень важный фактор на работе, поскольку здесь люди проводят огромную часть своей жизни.
Для того чтобы сохранить и преумножить достигнутое на заводе мало одного только труда и финансовой мотивации. Важно во главу ставить свое психоэмоциональное состояние, которое напрямую влияет на внутреннюю атмосферу в коллективе, а она напрямую воздействует на результат нашей работы, поэтому нужно любить то, чем ты занимаешься и получать удовлетворение от работы.
Гаврилов Максим Геннадьевич, мастер участка (вагоносборочный цех)
«Если дело приходится по душе, то ты отдаешься этому всецело и заражаешь этим всю семью, поэтому потом твои дети, внуки приходят сюда работать, вдохновленные твоим примером».

Работа на заводе — наше семейное дело. Мой отец отдал «Алтайвагону» сорок четыре года, сейчас здесь работаем я и мой сын. До сих пор отец дает нам советы и делится опытом.

В 2002 году я пришел на завод слесарем, но решил попробовать себя в роли электросварщика, поддерживая семейную традицию, с 2003 года занимался этой профессией, а совсем недавно стал мастером участка. За все это время я собирал все вагоны, которые выпускает наш завод, но до сих пор испытываю особый интерес при работе с новыми моделями. Именно ощущение новизны и того, что твоя работа становится частью истории завода, приносит наибольшее удовлетворение.

Почти за 20 лет на предприятии замечаешь, как сильно меняется завод: производство растет, появляются новые модели, оборудование и условия труда. Все это способствует развитию тебя как профессионала. Сейчас очень заметно, как у людей формируется несколько иной подход к работе, все серьезнее относятся к своим обязанностям, изменились взгляды на многие рабочие моменты, более слаженной стала командная работа. Так, при выпуске новой модели или деталей очень помогают ребята из конструкторского отдела и технологи. В едином диалоге устраняются все возможные нюансы, когда вопрос обсуждается с практической и технической сторон. Результат вы видите сами. Все работают во взаимосвязи, иначе неумение слышать и слушать тебя обязательно подведет.
Работая на заводе, человек должен обладать такими качествами, как внимательность, ответственность и целеустремленность. Карьерный рост тут зависит от самого тебя напрямую, от мотивации и желания. Если человек пришел, думая, что просто отсидит свое рабочее время, получит деньги и через короткое время пойдет на ступень выше, то у него ничего не выйдет. Мы все, приходя в цех, начинаем с минимальных позиций. Всё начинается с малого. Мало опыта – небольшая зарплата, совершенствуешь свои профессиональные навыки – переходишь на более высокооплачиваемую позицию и повышаешь разряд и из человека, который варит крохотные детали, ты вырастаешь в того, кто варит несущий угол вагона. Необходимо проявлять себя, показать себя надежным работником. И цеха – это кузница кадров, где начинали свой путь многие руководители.
Я знаю, почему люди остаются работать на «Алтайвагоне» десятилетиями, уходят отсюда на пенсию. Завод затягивает тех, кому это интересно. Если дело приходится по душе, то ты отдаешься этому всецело и заражаешь этим всю семью, поэтому потом твои дети, внуки приходят сюда, вдохновленные твоим примером.
В этом году на заводе большой юбилей, 80 лет. Думаю, это хороший срок для предприятия, которое устояло и в трудные времена. У нас есть потенциал, мы будем выпускать новые модели вагонов, роботизировать многие участки. Это будет развивать не только «Алтайвагон», но и самих рабочих. Тяжелого ручного труда станет меньше, а персонал станет более квалифицированным, что не может не радовать.
Соловьева Марина Михайловна, ветеран труда, электросварщик (рамно-заготовительный цех)
«Особенно заводчане ценят то чувство, когда видят «свои» вагоны, это что-то общее между гордостью и радостью».
В этом году я отмечаю День машиностроителя и восьмидесятилетие завода в статусе ветерана труда. Чтобы его получить, необходимо иметь 20 лет беспрерывного добросовестного стажа для женщин и 25 лет для мужчин. Ветераны труда заносятся в заводскую книгу почета и имеют ряд социальных преимуществ, как например, бесплатное санаторно-курортное лечение. Если быть честной, то даже не знала, что получу этот статус уже в этом году, но все равно очень приятно.
На завод я пришла в 17 лет, отработала четыре года, после чего по семейным обстоятельствам пришлось уволиться. Пробовала себя в торговле и других сферах, но после «Алтайвагона» другая работа уже не нравилась, меня тянуло обратно, и я вернулась. Сначала была крановщиком, но по совету моей знакомой, трудившейся на тот момент электросварщиком, решила попробовать себя в сварке и, неожиданно, столь нетипичное для девушки занятие мне очень понравилось. Считаю, что здесь нужно работать по призванию, и, на самом деле, это здесь встречается очень часто. И особенно заводчане ценят то чувство, когда видят «свои» вагоны, это что-то общее между гордостью и радостью.
За то время, что я работаю на здесь, завод сильно поменялся. У нас новое оборудование, новые сварочные аппараты, а брезентовую спецодежду заменила специальная, более удобная и долговечная.
В нашей сплоченной бригаде все друг другу помогают. Мне, например, в силу профессии приходится таскать очень много железа, но наши парни с этим нередко выручают. И так во всем. Заводские праздники тоже посещаем все вместе. А еще в самом цехе есть традиция, по которой начальник поздравляет коллектив и награждает всех, кто особенно отличился.
Накануне праздника хочу поздравить всех своих коллег-вагоностроителей, и в наше непростое время пожелать самого крепкого здоровья. Будет здоровье, значит будем работать и будет жить завод, «Алтайвагону» же хочу пожелать как можно больше новых востребованных на рынке моделей вагонов и богатых на идеи рационализаторов.

Производственно-диспетчерский отдел. Комаров Николай Михайлович, начальник отдела
«За все 80 лет работы предприятия мы выпустили 400 тысяч вагонов. Это значимый показатель не только для истории «Алтайвагона», но для истории края, знаковое событие для страны в целом».


Наш производственно-диспетчерский отдел занимается контролем всего производства и диспетчеризацией. Контроль подразумевает собой ведение графиков производства, сводные отчеты, контроль над ходом выполнения поставленных перед цехами задач. Поскольку у нас многоступенчатые позиции и поточное производство, нам важно, чтобы все работало в едином ритме, и работа плавно осуществлялась от цеха к цеху, а именно, осуществлялись своевременная уборка, постановка, изготовление деталей, все это на уровне суточного мониторинга, как сейчас принято говорить, в онлайн-режиме.
Отдел существует с момента создания завода. Производственный отдел – сердце любого предприятия, без работы которого невозможно обойтись. К примеру, если мы дадим задание сделать определенное количество рам рамно-заготовительному цеху, при этом, не учитывая задания вагоносборочного и обшивочно-малярного цехов, вагоны не будут двигаться циклично. Где-то случится простой, а где-то перевыполнение плана. Установлением производственного баланса и занимается ПДО (производственно-диспетчерский отдел). Наши же непосредственные задания вытекают из плана всего завода.
Всего в нашем отделе трудится 11 человек, каждый из которых работает по своему направлению. В самом диспетчерском отделе находится 4 диспетчера и оператор во главе с начальником бюро. Они непосредственно занимаются диспетчеризацией производства и совершают круглосуточные обходы по заводу. Мы негласно называем их «ночные директора», поскольку это самые старшие люди, которые могут быть ночью на предприятии. Диспетчеры следят за тем, какие вагоны куда подать, нивелируют работу железнодорожного транспорта, поставляют из цеха в цех дефицитные детали, собирают общие данные по заводу с помощью журнала дефицита, планируют, работают с дежурными машинами, которые быстро и оперативно, как пожарная бригада, «тушат какой-то огонь» в виде дефицитных деталей. Диспетчер имеет право позвонить любому руководителю, вызвать его на предприятие для решения какого-то вопроса совместными усилиями, а он уже принимает решение, какого специалиста вызвать для устранения возникшей ситуации. Диспетчерская служба работает круглосуточно и отвечает за весь завод.
Наша работа помогает нам и в жизни, поскольку постоянное структурирование, составление графиков дисциплинирует человека, а планирование тесно внедряется в личную жизнь: во сколько сходить в магазин, куда пойти, как успеть что-то сделать за определенный промежуток времени. Получается жизнь по расписанию. Если ты работаешь с цифрами, планами, графиками ежедневно, то ты и свое личное время начинаешь также подстраивать, потому, что большая часть жизни у тебя в общей массе проходит здесь, на заводе. Дома мы в основном только спим, едим и немного бываем со своей семьей, а все остальное время общаемся с коллегами, рабочим коллективом. Работа превыше всего.
За все 80 лет работы предприятия мы выпустили 400 тысяч вагонов. Это значимый показатель не только для истории «Алтайвагона», но для истории края, знаковое событие для страны в целом. Наше предприятие в основном было заточено под изготовление крытого вагона, поэтому все крытые вагоны, которые изготавливались в Советском Союзе – работа наших вагоностроителей. Этот факт вообще очень мало известен обществу. Не все на заводе могут себе представить, что при просмотре старого кинофильма, где в кадр попадает старый крытый вагон, они видят результат работы нашего предприятия. Здесь невозможно ошибиться или перепутать, поскольку нигде больше в Советском Союзе крытых вагонов не делали.
Восьмидесятилетний юбилей в рамках предприятия – это не очень много, завод еще достаточно молодой, но если соотнести с нынешними тенденциями и посмотреть, сколько подобных предприятий рождаются в современной России, то мы уже преклонного возраста, поскольку таких, как мы, остается немного. Думаем, что сейчас завод будет развиваться огромными темпами. Этому способствуют особенности времени, тенденции, складывающиеся на рынке труда, а также новые технологии. И уже, допустим, к столетию «Алтайвагона» за 20 лет должно создаться новое современное высокотехнологичное предприятие высокой степени автоматизации, механизации, усовершенствованными технологиями, которые существуют сегодня. Мы уже начали шагать в современную веху, развивая роботизацию на предприятии, высокоскоростную, высококачественную, высокопроизводительную плазменную резку, также работаем в направлении лазеров. Роботизация постепенно продвигается по всему предприятию. В ближайшем будущем хотим увидеть совершенно новое автоматизированное малярное производство и глубокую модернизацию механического цеха с высокой степенью наполнения станками с ЧПУ, которые заменят универсальные станки старого образца: сверлильные, токарные, фрезерные. Но такая модернизация производства не должна пугать наших работников. Когда мы устанавливали на предприятии первых роботов, к нам приезжали специалисты с вопросом о том, сколько человек на заводе выгнали на улицу и сколько профессий сократили. На самом деле ни один человек не остался без работы. Мы вовлекли роботов и продолжаем вовлекать только в те сферы, где требуются дефицитные на рынке труда профессии. Современный молодой человек не хочет быть электросварщиком, не хочет быть маляром, не хочет быть фрезеровщиком, а вот оператором станка с ЧПУ, оператором робота – с радостью. Это уже совершенно другие компетенции, совершенно другие рабочие места, другие квалификации. В нашей эпохе цифровизации экономики потенциальный грамотный работник более склонен к тому, чтобы предпочесть именно эти области, которые не будут классическими рабочими специальностями. Мы не заменяем людей, а меняем качество рабочих мест и заполняем их другими профессиями, с другой квалификацией. Сегодня современное образование практически не выпускает нужных рабочих профессий. Среднее-техническое образование в нашей стране практически утрачено, не хватает токарей, фрезеровщиков, электросварщиков, именно поэтому на заводе организованы курсы для крановщиков, стропальщиков, сварщиков и др. за счет того, что эти профессии имеют большой дефицит на рынке труда.

инструктор по информационной

и молодёжной политике ППО «Алтайвагон»                                                                                     Кабанова Татьяна

 

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.