В музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34», в Подмосковье, есть экспозиция, посвященная Барнаульскому заводу транспортного машиностроения.
Мало кто знает, что этим мы обязаны одному человеку – бывшему главному инженеру завода, заслуженному машиностроителю РСФСР Николаю Ивановичу Логинову. С 1960 по 1970 годы Н.И.Логинов возглавлял особое конструкторское бюро (ОКБ-2). На протяжении 23-х лет (с 1970 по 1993гг.) был главным инженером завода.
О музее танка Т-34 Николай Иванович услышал по радио. Мемориальный комплекс был открыт в 2001 году на 37 километре Дмитровского шоссе, на том самом историческом месте, где началось контрнаступление советских войск под Москвой. Он целиком и полностью посвящен легендарной тридцатьчетверке. Логинов позвонил туда и рассказал, что «Барнаултрансмаш» был образован в 1942 году как специализированное предприятие по производству танковых двигателей типа B-2 для Т-34, и что пятая часть всех танков в стране была оснащена моторами, изготовленными на этом заводе. Сотрудники музея заинтересовались информацией и пообещали посвятить барнаульскому предприятию целый стенд, что впоследствии и было сделано.
— По прошествии времени многое стирается из памяти, — говорит один из коллег и единомышленников Н.И.Логинова – Владимир Классен, — но только не годы нашей тесной совместной работы с Николаем Ивановичем. – Он тогда уже перешагнул пенсионный возраст, ушёл с высокой должности и стал рядовым инженером отдела внешнеэкономических связей. Нам часто приходилось вместе ездить в командировки, и я не переставал удивляться его работоспособности и самоотдаче. Условия в командировках не всегда комфортные, но я ни разу не слышал от него жалоб или требований для себя каких-то привилегий. А как он был счастлив, когда удавалось попасть на приём в высокие кабинеты и аудиенция оканчивалась в пользу завода! Он был прирождённым дипломатом и умел убеждать.
Другой коллега Николая Ивановича – бывший главный конструктор Михаил Бояркин – признаётся, что с Логиновым и его командой у него связаны самые тёплые воспоминания:
— Человек широкого инженерного кругозора, он держал в поле зрения все инженерно-технические направления на заводе. Постоянно думал о его будущем, поддерживал все начинания конструкторского отдела. Когда началась перестройка и не стало гособоронзаказа, он пригласил меня к себе и сказал: «Нам нужна новая программа развития завода, с уклоном в народное хозяйство. Будем выпускать двигатели семейства БМД двойного назначения». И мы первые разработали такую программу и первые защитили её в министерстве. «Трансмашу» с главным инженером повезло! Повезло, что у руля завода в то время стояли такие сильные личности. Это позволило предприятию выжить и создать определённый задел на годы вперёд.
Валерий Баклач считает, что Н.И.Логинов был человеком слова и вспоминает его последний юбилей. Николай Иванович уже пригласил гостей на своё 85-летие и вдруг накануне торжества у него пропал голос. Юбиляр без голоса! Мероприятие пришлось отменить. Через неделю голос вернулся и Николай Иванович решил: празднованию быть! К сожалению, это оказался его последний день рождения. 4 мая исполнилось десять лет как Николая Ивановича нет среди нас. Он умер спустя два месяца после своего 85-летия.
На фото: Н.И.Логинов на демонстрации в ноябре 1967 г.
Редактор газеты «За Родину» ОАО «Барнаултрансмаш» Тамара Евстигнеева